Полезная информация
Как учить с ребенком стихи?
В детском саду проводят множество праздников — утренники, дни памяти и многое другое. На них дети танцуют, поют, а также рассказывают стихи. В силу того что ребенок не может читать — учить тексты приходится вместе с родителями. Далеко не каждый взрослый знает, как это лучше сделать.
Почему важно учить стихи?
Не всегда польза от изучения стихов очевидна для родителей. Во-первых, это развивает его мыслительную деятельность. Ему нужно воспринимать текст, а потом запоминать его. Это требует определенных усилий — они положительно сказываются на его развитии.
Во-вторых, мозг — это орган, который нуждается в тренировках. Если не заниматься спортом, то тело станет обрюзгшим и поэтому оно не сможет нести нагрузки. Тоже самое и с мозгом. Если не напрягать его, то он не будет способен к восприятию информацию. После чего возникнут сложности уже со школьным обучением.
В-третьих, знакомство с поэзией — это один из способов развития представлений об эстетике. В стихах заключена сильная культурная мощь, поэтому их нужно знать. Через поэзию можно познакомить ребенка с особенностями фольклора.
В-четвертых, это интересно. Сам формат заучивания стихов можно превратить в игру. Для этого можно использовать разные приемы. Например, мнемотехнику. Тогда каждое слово будет сопровождаться определенным символом. Это помогает ребенку запомнить текст.
Как учить стихи?
Для того чтобы дошкольник хорошо запоминал рифму — нужно знакомить его с инструментальной музыкой. Благодаря этому развивается неречевой слух и ребенок лучше воспринимает ритм стихов. Также полезно петь малышу колыбельные и песни — это можно делать с первых месяцев жизни.
Выбирайте стихи в соответствии с возрастом ребенка. Подойдут короткие работы Барто, Маршака и других. Для ребенка 3-4 лет выбирайте четверостишия, потом можно переходить к более объемным стихам. Для выработки мотивации используйте простой трюк: скажите, что стих — это подарок. Например, для бабушки или Деда Мороза. Тогда ребенка будет проще заинтересовать.
Не забывайте о необходимости заучивать стихи с интонацией и выражением. Если просто прочитать текст, то он не вызовет интереса у ребенка. Поэтому не стесняйтесь проявлять эмоции и придавать стихотворение оттенки настроения.
Помните, что у всех индивидуальный темп. Поэтому не ждите мгновенного запоминания информации. Сначала попробуйте слуховой метод — неоднократно воспроизводите текст. Если ребенку сложно, то включайте двигательный способ. Тогда каждое слово сопровождают определенным движением рук и ног.
Некоторые дети предпочитают логическое запоминание. В этом случае нужно прочитать одну строчку и попросить ребенка рассказать о чем идет речь. Он не должен дословно воспроизводить текст, только объяснить фразу своими словами.
Можно совмещать разные методы. Как вариант: нарисуйте с ребенком иллюстрацию к стихотворению. Визуальное подкрепление упростит процесс запоминания текста.
Когда нужно обратиться к логопеду?
Первые слова у ребенка появляются к году. Уже через некоторое время он уверенно говорит короткими фразами. Стоит немного подождать и дошкольник развернуто отвечает на вопросы, оперирует разными понятиями и задает сотни "Почему?". Однако так бывает не всегда.
Признаки проблем с речью
Далеко не всегда родители знают нормы речевого развития. Если ребенок молчит в два года или ограничивается парой слов, то мало кто проявляет беспокойство. Иногда родителям кажется, что это временное и пройдет при посещении детского сада. Это опасное заблуждение. Первые слова появляются в 8 месяцев, в год уже их должно быть 8-10. При этом после года ребенок уже говорит фразами из 2-3 слов. Важно чтобы он умел правильно применять слова и корректно называть предметы. Болтливый ребенок — это нормально. Он должен интересоваться миром, активно знакомиться с ним и задавать вопросы. Только так можно быть уверенным в нормальном развитие ребенка.
Тревожные звоночки:
- к трем годам нет связной речи;
- ребенок не озвучивает действия;
- в речи нет слов типа "мама", "папа", "баба".
Иногда можно наблюдать следующее явление: ребенок не говорит, но активно жестикулирует. Например, показывает пальцем на вещи или картинки. Это хороший признак: он указывает на наличие понимания речи.
Что делать?
Если есть задержки в речевом развитии, то нужно посетить несколько специалистов. Это невролог, логопед, иногда сурдолог. Последний нужен, для того чтобы выявить нарушения слуха. Иногда требуется психиатр. Например, если ребенок показывает физические и интеллектуальные задержки в развитии, то потребуется помощь врача.
Не стоит бояться специалистов. Если опасения напрасны, то они это скажут. А в случае реальных нарушений важна ранняя помощь. Дома тоже можно заниматься. Например, петь потешки, играть с разными игрушками (твердыми, мягкими, шершавыми и т. п.), читать книги. Чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. Это стимулирует мозг и заставляет его работать.
Когда не нужно беспокоиться?
Устная речь заканчивает формироваться к семи годам. К этому времени у ребенка должно быть чистое произношение звуков. Еще он легко использует все части речи, разговаривает сложными предложениями и составляет рассказ по картинкам — все нормально.
В три года речь ребенка неидеальная. Он может не выговаривать "Р" или шепелявить. Это тоже нормально. С возрастом речь будет становиться все лучше. Если есть сомнения, то стоит посетить логопеда. Он проведет диагностику и определит уровень речевого развития. В случае проблем он предложит регулярные занятия.
Для развития устной речи важно читать ребенку книги, петь с ним песни и много гулять. Смена обстановки стимулирует головной мозг и это приводит к формированию новых связей между нейронами. Это положительно влияет на развитие.
Самое главное: не отрицайте проблему. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем меньше времени понадобится на коррекцию. Поэтому лучше не затягивать с визитом к специалисту.
Как воспитывать в детях человечность?
Гуманность — это ключевое качество личности. Без него нельзя представить человека, способного на сострадание и сопереживание. В широком смысле гуманность — это доброе отношение ко всему живому. Термин включает не только понятие "любовь", еще он указывает на уважение к человеческой личности.
Как сделать ребенка гуманным?
Воспитание человечности начинается с первых месяцев жизни. Важна правильная атмосфера в семье. Если родители ругаются или выясняют отношения с другими родственниками, то ребенок будет впитывать негативные эмоции. Это сделает его нервным и беспокойным.
Уже в дошкольном возрасте ребенок показывает характер. Это видно по его отношению к людям и окружающему миру. При правильном воспитании дети становятся отзывчивыми, заботливыми, милыми. При попадании в детский сад ребенок испытывает стресс. Он привыкает находиться в коллективе сверстником и слушать воспитателя. Еще ему приходится подчиняться режиму.
У нахождения в детском саде есть плюс: можно увидеть как ребенок относится к другим детям. Если он проявляет заботу, умеет ставить себя на место другого, часто уступает, то все в порядке. Это признаки проявления гуманности. Однако не стоит ждать, что дошкольник начнет сразу себя идеально вести. Для развития эмпатии (способности понимать чувства других) требуется время. В возрасте трех лет дети переживают кризис — он дает понимание личности. После этого дошкольник четко осознает, что он это не часть родителей, а отдельная личность.
Для формирования гуманности важно сотрудничество родителей и педагогов. Например, мама и папа показывают правильное поведение своим примером. Воспитатели же создают особые ситуации. Они задают вопросы и заставляют детей задумываться над своими поступками. Например, разбирают конфликты и спрашивают, можно ли обижать других дошкольников.
Советы для родителей
С малых лет ребенка нужно ласкать, целовать, гладить и выражать свои чувства. Так он будет ощущать заботу. Еще важно хвалить малыша за каждый правильный поступок. Он может быть по отношению к животным, другим членам семьи, друзьям.
Важно не забывать подавать правильный пример. Родители должны заботиться друг о друге и проявлять эмоции. Так ребенок поймет, что такое любовь.
Еще можно читать книги, смотреть мультфильмы и фильмы, а после разбирать их. Например, обсуждайте поступки героев, предлагайте ребенку решить проблему и учите объяснять свою позицию. Чем чаще дошкольник начнет задумываться, тем лучше для него. Это позволит избежать опрометчивого поведения.
Еще обязательно нужно проговаривать с ребенком пути решения разных ситуаций. Например, как поступать при виде плачущего ребенка. Желательно говорить не в ультимативной форме, а задавать наводящие вопросы. Так ответы будут лучше запоминаться.
Можно устраивать разные игры и моделировать ситуации. Это тоже поможет проговорить основные моменты. К тому же в игре ребенок лучше запоминает информацию.
Как воспитывать творческие способности у ребенка?
Многим родителям хочется, чтобы их дети стали известными художниками или певцами. Однако для этого недостаточно научить ребенка рисовать или управлять голосом. Нужно развивать в нем творческое начало и сделать это не так легко.
Что есть творчество?
Люди, которые умею писать книги, рисовать картины или сочинять музыку не могут однозначно ответить на этот вопрос. Сходятся они только в одном: это нечто идет откуда-то из глубин души. Иногда приходится пересматривать этюды или подбирать бесконечно сочетание музыкальных инструментов. Так делают и дети. Думают над рисунками, бесконечно стучат по предметам и выбирают наряды по сочетанию цветов. Это тоже проявление творческого начала. Важно не гасить его.
Нельзя оскорблять порывы ребенка, какими бы они не были. Если он рисует на стенах, то установите специальное покрытие, имитирующее доску для рисования. Либо можно расклеить везде ватман. Еще можно приучать к уборке места для занятий. Еще дети любят петь и танцевать. Не нужно гасить в них это стремление. Даже если их движение неуклюжие и смешные — одобряйте ребенка.
Творческие способности помогут и в других делах. Например, в учебе, работе или повседневных делах. С творческим началом легче видеть красоту в простых вещах. Например, в паутине на листьях или полевых цветах.
Основные приемы
Самое главное — это доброжелательное отношение к результату творчества ребенка. Не стоит сразу требовать от него идеальных работ. Например, в рисовании — соблюдения законов перспективы, а в музыке различать полутона.
Лучшие работы ребенка обязательно сохраняют и показывают на видном месте. Например, рисунки вешают на холодильник. Если дети танцуют, то распечатывают фотографии с выступлений или репетиций. Стихи и ноты можно переписать и тоже повесить на видном месте. Обязательно нужно хвалить ребенка. Когда он получит положительное подкрепление своих действий, то он захочет повторить эффект. Это означает продолжение творческих порывов.
Можно устраивать небольшие домашние выставки или просмотры. Важно чтобы не только родители, но и другие родственники поддерживали начинания детей. Это будет вселять уверенность в маленьких творцов. Еще один популярный прием — совместное творчество. Можно вместе рисовать, танцевать, петь, записывать смешные видеоролики. Это позволит ребенку активно заниматься и совершенствоваться — ведь в компании родителей это приятно делать.
Важно развивать у детей восприятие творчества. Для этого посещают концерты, выставки, театр. К каждому путешествию нужно готовиться: обсуждать правила поведения, разбирать, что именно будет на мероприятии, как нужно наряжаться и многое другое. Это будет вызывать приятные ассоциации с творчеством. Хорошо, если родители сами рисуют или поют. Это позволит им подавать пример ребенку. Ведь если он растет в творческой среде, то сам факт творения чего-то будет для него естественным как воздух.
Нужен ли детям отпуск от детского сада
Лето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он просто проходит в отдыхе от работы. Однако встает вопрос: нужен ли отдых детям?
Работает ли детский сад летом?
Да, работает. Воспитатели тоже ходят в отпуск летом. В этом случае руководство назначает педагога на замену в группу. Еще сокращается число учебных занятий.
Выпускники подготовительных групп могут ходить в детский сад до 31 августа. После сразу идут в школу. Поэтому родителям не придется беспокоиться о том, кто позаботится об их ребенке.
Летом можно спокойно водить ребенка в детский сад. Там он будет общаться с друзьями, играть и гулять на площадке. Еще возможно участие в тематических мероприятиях.
Но стоит ли так поступать? Нет. Ребенку тоже нужен отпуск от детского сада. Это смена обстановки, возможность расслабиться, отдохнуть от строго режима. Если есть возможность, то лучше поехать на море, в санаторий или хотя бы на дачу к бабушке.
Почему детям нужен отпуск?
С точки зрения взрослого человека детский сад — это место для отдыха. Ребенка приводят туда и он играет целый день. Даже занятия не такие как в школе: нет проверки домашней работы, оценок, контрольных. Еще воспитатели водят детей на разные занятия: музыкальные, ИЗО, физкультура и другие. Еще и дневной сон положен.
Однако для ребенка — это нагрузка. Детский сад кардинально отличается от того, что принято в семье. Приходится подчиняться воспитателю, следовать режиму и учитывать интересы сверстников. Все это усиливает нагрузку на нервную систему.
Поэтому ребенок приходит уставшим после детского садика. Даже если он только играл — это изматывает. Из-за накопившейся усталости ребенок становится агрессивным и раздражительным.
Поэтому нужно давать ребенку отпуск. Даже в хорошем детском саду обстановка отличается от домашней. А дети дошкольного возраста нуждаются в родителях. Детство мимолетно, а моменты с мамой или папой запоминаются надолго.
Как провести отпуск?
Идеальный вариант — поездка на море или озеро. Можно выбрать турбазу и посетить ее. Главное — смена обстановки! Летом нужно много гулять на свежем воздухе. Под солнечными лучами организм вырабатывает витамин D — это полезно для здоровья. Еще на свежем воздухе происходит закаливание организма.
Нет возможности уехать? В этом случае можно гулять, посещать детские площадки, кататься на самокатах или велосипедах. Еще стоит посетить зоопарк, погулять по музеям и вести активный образ жизни. Обязательно делайте фотографии. Потом можно сделать альбом и показать его в детском саду. Если ребенок будет видеть многое, то у него развивается словарный запас. Он научится связно и много разговаривать.
Не бойтесь спросить у ребенка: что он хочет. Давайте ему право выбирать. И всегда находите на него время. Ведь совсем немного и дети перестанут приходить. В школе у них будут другие друзья и товарищи.
Так ли сильно детям нужен семейный досуг?
Досуг — это совместное времяпровождение с целью веселья. Вопреки распространенному мнению, для этого необязательно отправляться в торговый центр или на базу отдыха. Дети разных возрастов всегда рады провести время с родителями. Только иногда взрослые отказываются от этого, мотивируя свое решение разными причинами.
Например, нет времени или денег, усталость. Но семейный досуг — это важная составляющая гармоничных отношений. Поэтому его нельзя исключать.
Зачем нужен семейный досуг?
Эмоциональные связи самые крепкие. Наверное, многие родители могут вспомнить, как ходили маленькими в парк отдыха и ели мороженое. Эти счастливые воспоминания потом поддерживают в трудные минуты. Поэтому нельзя пренебрегать организацией семейного досуга. Однако нельзя просто взять и пойти куда-то. Нужно учитывать интересы каждого члена семьи. Поэтому его нужно планировать заранее.
Цель совместного досуга — укрепление отношений. Еще один повод собраться вместе — отдых. Не забывайте о том, что можно сделать множество снимков и видеороликов. В дальнейшем их приятно просматривать. Если семейный досуг в новинку, то стоит его хорошо продумывать. По началу может что-то выходить не так — это нормально. Со временем организация мероприятия станет хорошей.
Основные правила семейного досуга:
- встречи только для положительных эмоций;
- родителям и детям должно быть интересно;
- встречи полезны для всех.
Сложнее всего выбрать занятия, которые будут интересны всем. Если в семье есть дети школьного возраста, то можно ввести правило: раз в неделю один член семьи решает, чем именно они займутся.
Идеи для семейного досуга
Основная задача — сделать встречи желанными и ожидаемыми. Поэтому важно привить дошкольнику положительные эмоции. Например, даже прогулка по торговому центру может стать веселой. Для этого выбирается сумма и каждый член семьи ищет вещь, которая порадует другого. Дошкольник остается с мамой или папой — он тоже участвует в выборе.
Можно посещать музеи, тем более, многие готовы предложить экскурсии для детей и квесты для семей. Об этом можно узнать в музее заранее. Еще учитывайте, что выставки бывают постоянными и временными. Во втором случае можно найти нечто интересное.
Еще можно просто гулять по паркам. Например, возьмите велосипеды и покатайтесь всей семье. Либо арендуйте катамаран и прокатитесь по водным каналам. Некоторые базы отдыха готовы предложить оригинальные развлечения, например, катание в санях или на собачьих упряжках.
Устраивайте пикники, концерты, литературные вечера — дошкольников тоже можно привлечь к организации. Например, не ждите утренников и попросите ребенка выучить стишок. Позовите на концерт друзей и родственников — они будут зрителями.
Для успешности проведения досуга обязательно собирайте мнения всех участников. Это позволит скорректировать деятельность. Например, не всем комфортны длительные мероприятия. Поэтому можно будет выбрать короткие встречи.
Зачем нужно музыкальное воспитание?
Музыкальное воспитание это не только изучение игры на определенном инструменте. Это прослушивание разных сказок, песен, колыбельных в соответствии с возрастом. Музыка развивает эмоции и чувство прекрасного, понимание плохого и хорошего. Совместное прослушивание укрепляет отношения в семье. Поэтому в детском саду обязательно проводят музыкальные занятия. На них дети не только слушают разные произведения, но и учат песни, стихи и участвуют в организации праздников.
Зачем нужно музыкальное воспитание?
Музыка понимается интуитивно. К тому же она влияет на развитие неречевого слуха и это важно для развития устной речи. Если ребенок различает ноты, то и звуки он хорошо будет выделять на слух.
Музыка обращается прямо к чувствам слушателя. Она может вызывать радость, грусть, веселье, сострадание. Это формирует у него эмпатию — способность к сопереживанию и пониманию чужих чувств. Позже ребенку будет проще выражать свои чувства.
Музыка неотъемлемая часть эстетических представлений. Поэтому без нее сложно понимать картины великих художников.А также представлять себе видеоряды некоторых фильмов.
Как правильно приучить ребенка слушать музыку?
Сложно прослушивания музыки — необходимость концентрации. Ребенку это сделать тяжело, ведь приходится сидеть на месте и без визуальных раздражителей. Например, послушать песню в мультфильме легко: можно смотреть за действиями героя. А вот без этого воспринимать звуки сложно.
Начинать приучение к музыке можно с трех-четырех лет. Прослушивать начинают произведения с 1-2 минут, постепенно увеличивая продолжительность. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще слушать инструментальные композиции, другим сложнее. Если дошкольник ерзает на стуле, пытается что-то разобраться или как-то себя развлечь — ему тяжело. Музыкальные пьесы можно начинать слушать с 5-7 минут. Только выбирайте детские произведения. Иначе ребенок не будет слушать.
Материал приготовьте заранее. Лучше использовать магнитофон и кассеты, либо диски. Это лучше смартфона или телевизора: звучание будет чище. К тому же управлять магнитофоном проще. Можно показать ребенку как перематывать или останавливать воспроизведение.
Идеально будет использование проигрывателя для пластинок. У него звучание приближенно к настоящему. К тому же это атмосферно: нужно достать пластинку, поставить ее, поместить иголку на бороздку. Ребенку это понравится.
Определите уровень громкости. Он должен быть средним. Слишком громкий или тихий только принесет негативные ощущения. В комнате должно быть тихо, поэтому предупредите других членов семьи о сеансе.
Выберите время. Не стоит отвлекать ребенка от игры или слушать с ним музыку, когда он возбужден. Лучше всего после завтрака или дневного сна.
Помните, что дети копируют родителей. Поэтому взрослые тоже должны принимать участие в прослушивании. Не стесняйтесь делиться своими эмоциями и мыслями. Предложите ребенку выбрать следующее произведение для прослушивания.