Страница обновлена 27.01.2022

IX муниципальная конференция

«Инновации в системе образования Тутаевского МР: современный контекст и лучшие практики»

Направление: Векторы развития современного дошкольного учреждения.

Тема: Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

Аннотация:

Известные педагоги, такие как Ян Каменский, Мария Мантессори  и  Георгий Плеханов пришли к выводу , что игра  возникла ещё в первобытном обществе, но постоянно происходят её видоизменения.

Появление ролевой игры – это следствие потребности ребёнка в активном участии в жизни взрослых.

А вот  Антон Семёнович Макаренко,  утверждал: «Что каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. И поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Но игры бывают разные!

Так вот сюжетно – ролевая игра – это главный и самый развивающий вид деятельности детей.

Сюжетно – ролевая игра – это вид непродуктивной деятельности.

Смысл сюжетно-ролевой игры заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Из опыта работы и наблюдений  за детьми в течение уже многих лет, мы сделали вывод – что дети стали играть в ролевые игры меньше, их игры стали примитивнее и однообразнее.

Проанализировав  данные наблюдения по снижению стремления  детей играть в ролевые игры,  мы сделали вывод, что это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельность взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личностными  отношениями. Поэтому перед нами педагогами стоит непростая задача – научить детей играть.

Ведь этот вид деятельности имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.

Так как любая сюжетно – ролевая игра имеет коллективный характер.  В игре возникают конфликтные ситуации, которые при грамотном педагогическом сопровождении становятся образовательными задачами по приобретению у детей навыков разрешения проблемных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра формирует у детей такие качества как чуткость, доброту, отзывчивость, развивает общительность, взаимопомощь.

Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение  жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации и творческая инициатива.

Сюжетно – ролевая игра учит сотрудничать, понимать  чужие чувства, выражать  свои, создавать правила и соблюдать их, развивает воображение и творческое мышление.

Но игра – это приобретённое  умение, а не врождённое.

Так давайте поможем нашим детям приобрести это умение!

Мы представляем свой опыт по изменению подхода к организации сюжетно- ролевых игр в детском саду. Опыт будет полезен педагогам,  старшим воспитателям, родителям,  которые намерены внедрять современные подходы к организации сюжетно – ролевых игр у дошкольников.

Мы предлагаем познакомиться с педагогическим сопровождением сюжетно-ролевой игры современных дошкольников:  с рекомендациями, консультациями, памятками для воспитателей, интеллект картами и алгоритмами для игр, виртуальными экскурсиями по профессиям.

Также мы предлагаем познакомиться с рекомендациями, консультациями и видеоматериалом  для родителей по организации сюжетно-ролевых игр дома.

Результатом нашей работы по данному направлению стало повышение уровня игровой деятельности на более высокий. У детей отмечается повышение самостоятельности, активности, творческого воображения в игровой деятельности.

Цель: Создание условий для развития и обогащения сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Задачи:

- формирование и развитие знаний, интереса, самостоятельности, творческого потенциала у детей в организации и развитии сюжетно-ролевых игр

- обеспечение формирования дополнительных компетенций у педагогов для организации игровой деятельности с детьми

- создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности у дошкольников

- вовлечение родителей в создание условий для игровой деятельности детей

Результаты:

- выход игровой деятельности старших дошкольников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий, а особенно взаимодействия детей друг с другом

- повышена компетентность педагогов в вопросах современного подхода к организации сюжетно- ролевых игр у дошкольников

- создан банк виртуальных экскурсий

-дополнено и изменено насыщение РППС для развития самостоятельных игр детей

Авторы: воспитатель Проскурина Н.В., воспитатель Шабалина С.Н., Журавлева И.В.

Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия в салон сотовой связи от мамы Маловой Ольги Валерьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет "Высшая лига" от мамы Мельниковой Марии Валерьевны

Виртуальная экскурсия в заводскую столовую от мамы Александровой Светланы Валерьевны

Виртуальная экскурсия в косметологический кабинет от мамы Мироновой Александры Юрьевны

Виртуальная экскурсия в супермаркет "Магнит" от мамы Васюковой Алины Андреевны

Виртуальная экскурсия в автосервис от мамы Аникиной Елены Владимировны

Виртуальная экскурсия в фитнес центр от мамы Овчинниковой Татьяны Павловны

Виртуальная экскурсия на завод от папы Цаплина Павла Николаевича

Взаимодействие с родителями воспитанников

Анкета для родителей   «Роль игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей "Вместе весело играть…"

Консультация для родителей "Сюжетно-ролевые игры в жизни детей"

Презентация "Современные дети, современные игры"


Методическая поддержка педагогов

Картотека проблемных ситуаций для развития и обогащения сюжета современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Современные подходы к организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 3-4 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 4-5 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 5 – 6 лет

Картотека современных сюжетно-ролевых игр для дошкольников 6-7 лет

Технологические карты современных сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Презентация "Современные подходы в организации сюжетно- ролевых игр в детском саду"


Интеллект-карты


Алгоритмы действий


Неоформленный материал


Диагностика развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте


Методические рекомендации для воспитателей «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»


Памятка воспитателю к планированию сюжетно-ролевой игры


Картотека раскрасок для дошкольников по профессиям


Фотогалерея костюмов детей для сюжетно-ролевых игр


Камуфлирование среды


Мультфильм о профессиях для детей. Детская энциклопедия. Тема "Профессии для детей. Учим профессии".

Профессии для детей! Развивающий мультик для самых маленьких

Полицейский| В мире профессий – стихи-мультфильмы для малышей "Навигатум"