Страница обновлена 14.02.2023

Наставничество в ДОУ

Что такое наставничество?

Это разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи наставничества

  1. Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.
  2. Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
  3. Оказать методическую помощь начинающему педагогу по внедрению современных методик и идей в образовательный процесс.
  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.
  5. Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Принципы наставничества

  • Добровольность
  • Открытость
  • Компетентность
  • Соблюдение норм профессиональной этики

Для кого нужен наставник?

  • Для педагогических работников, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками.
  • Для педагогических работников, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности или имеющих стаж педагогической деятельности не более 3-х лет.
  • Для педагогических работников, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности по определенно тематике.

Наставничество дает возможность

Наставнику

  • Развить свои деловые качества
  • Повысить свой профессиональный уровень

Молодому специалисту

  • Получить знания
  • Развить умения и навыки
  • Повысить свой профессиональный уровень

Кто может стать наставником

  • Высокий уровень профессиональной подготовки
  • Развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении
  • Опыт воспитательной и методической работы
  • Стабильные результаты в работе
  • Богатый жизненный опыт
  • Способность и готовность делиться профессиональным опытом

Первый этап наставничества

«Адаптация»

Основная цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в их адаптации и профессиональном становлении для быстрого и эффективного включения в педагогическую деятельность и закрепление в образовательном учреждении

Содержание, формы и результаты этапа

Ознакомление с регламентом работы

Правилами внутреннего распорядка

Составление плана профессионального развития

Помощь в изучении нормативных документов:

- ФЗ «об образовании РФ»

- ФГОС ДО

- СанПиН

- Локальные акты ДОУ

Организация помощи в работе с документацией педагога ДОУ: ООП ДО (планирование, мониторинг, составление технологической карты образовательной деятельности)

Ознакомление с работниками ДОУ, с сайтом организации

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка

Составление памятки

Беседа, анкетирование

Помощь в работе с документами

Инструкции

Консультации

Посещение занятий наставника

Посещение мастер-классов

Молодой специалист самостоятельно может планировать свою работу в соответствии с требованиями и инструкциями

Соблюдает регламент работы и внутренний распорядок работы ДОУ

Самостоятельно ведет документацию в соответствии с требованиями

Второй этап наставничества

«Становление»

Основная цель этапа: Развитие и корректировка умений и навыков молодого педагога, оказание помощи в реализации собственного плана профессионального становления

Содержание, формы и результаты этапа

Внедрение инновационных технологий

Помощь в разработки технологических карт образовательной деятельности,

Планирование работы с детьми в режимные моменты

Помощь в подготовке и проведении Мониторинга

Помощь в разработки индивидуальных маршрутов развития для воспитанников

Участие в методической деятельности ДОУ

Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ

Деловые игры

Мастер классы,

Тренинги

Вебинары и др.

Изучение и подбор методик для обследования

Консультации специалистов ДОУ (психолог, логопед)

Диспуты, проведение семинаров – практикумов по темам.

Проведение НОД с присутствием других воспитателей и наставника

Анализ и самоанализ проведенной НОД

Проведение обследования воспитанников (анализ продуктов деятельности)

Разработка индивидуальных маршрутов

Участие в семинарах и творческих группах

Сбор материала для портфолио.

Третий этап наставничества

«Профессиональное развитие»

Основная цель этапа: Способствовать саморазвитию и построение траектории дальнейшего развития молодого специалиста.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении

педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал

Содержание, формы и результаты этапа

Помощь в подготовке документов для участия в конкурсах различного уровня

Познакомить с критериями аттестации педагогических работников на квалификационную категорию

Участие в конкурсах (заочных, очных)

Складывается система работы, имеются собственные разработки.

Аттестация на квалификационную категорию.

Содержание этапа:

Проведение мониторинга реализации этапов работы;

Изучение и обобщение накопленного материала

Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству

Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

Институт наставничества

перейти

Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ»

перейти

Центр непрерывного повышения педагогического матсерства  ЦНППМ Ярославкой области

перейти

Национальный ресурсный центр наставничества

перейти

 Фонд президенских грантов