Наставничество в ДОУ
Что такое наставничество?
Это разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Задачи наставничества
- Помочь начинающему педагогу в личностной и социально-педагогической адаптации.
- Оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
- Оказать методическую помощь начинающему педагогу по внедрению современных методик и идей в образовательный процесс.
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.
- Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Принципы наставничества
- Добровольность
- Открытость
- Компетентность
- Соблюдение норм профессиональной этики
Для кого нужен наставник?
- Для педагогических работников, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками.
- Для педагогических работников, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности или имеющих стаж педагогической деятельности не более 3-х лет.
- Для педагогических работников, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности по определенно тематике.
Наставничество дает возможность
Наставнику
- Развить свои деловые качества
- Повысить свой профессиональный уровень
Молодому специалисту
- Получить знания
- Развить умения и навыки
- Повысить свой профессиональный уровень
Кто может стать наставником
- Высокий уровень профессиональной подготовки
- Развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении
- Опыт воспитательной и методической работы
- Стабильные результаты в работе
- Богатый жизненный опыт
- Способность и готовность делиться профессиональным опытом
Первый этап наставничества
«Адаптация»
Основная цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в их адаптации и профессиональном становлении для быстрого и эффективного включения в педагогическую деятельность и закрепление в образовательном учреждении
Содержание, формы и результаты этапа
Ознакомление с регламентом работы
Правилами внутреннего распорядка
Составление плана профессионального развития
Помощь в изучении нормативных документов:
- ФЗ «об образовании РФ»
- ФГОС ДО
- СанПиН
- Локальные акты ДОУ
Организация помощи в работе с документацией педагога ДОУ: ООП ДО (планирование, мониторинг, составление технологической карты образовательной деятельности)
Ознакомление с работниками ДОУ, с сайтом организации
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка
Составление памятки
Беседа, анкетирование
Помощь в работе с документами
Инструкции
Консультации
Посещение занятий наставника
Посещение мастер-классов
Молодой специалист самостоятельно может планировать свою работу в соответствии с требованиями и инструкциями
Соблюдает регламент работы и внутренний распорядок работы ДОУ
Самостоятельно ведет документацию в соответствии с требованиями
Второй этап наставничества
«Становление»
Основная цель этапа: Развитие и корректировка умений и навыков молодого педагога, оказание помощи в реализации собственного плана профессионального становления
Содержание, формы и результаты этапа
Внедрение инновационных технологий
Помощь в разработки технологических карт образовательной деятельности,
Планирование работы с детьми в режимные моменты
Помощь в подготовке и проведении Мониторинга
Помощь в разработки индивидуальных маршрутов развития для воспитанников
Участие в методической деятельности ДОУ
Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ
Деловые игры
Мастер классы,
Тренинги
Вебинары и др.
Изучение и подбор методик для обследования
Консультации специалистов ДОУ (психолог, логопед)
Диспуты, проведение семинаров – практикумов по темам.
Проведение НОД с присутствием других воспитателей и наставника
Анализ и самоанализ проведенной НОД
Проведение обследования воспитанников (анализ продуктов деятельности)
Разработка индивидуальных маршрутов
Участие в семинарах и творческих группах
Сбор материала для портфолио.
Третий этап наставничества
«Профессиональное развитие»
Основная цель этапа: Способствовать саморазвитию и построение траектории дальнейшего развития молодого специалиста.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении
педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал
Содержание, формы и результаты этапа
Помощь в подготовке документов для участия в конкурсах различного уровня
Познакомить с критериями аттестации педагогических работников на квалификационную категорию
Участие в конкурсах (заочных, очных)
Складывается система работы, имеются собственные разработки.
Аттестация на квалификационную категорию.
Содержание этапа:
Проведение мониторинга реализации этапов работы;
Изучение и обобщение накопленного материала
Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству
Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству
Положение о группе педагогов-наставников
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Институт наставничества |
|
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ» |
|
Центр непрерывного повышения педагогического матсерства ЦНППМ Ярославкой области |
|
Национальный ресурсный центр наставничества |