Развитие научно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием робототехнической образовательной платформы WeDo 2.0
Актуальность
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понять, как это устроено. На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
На первый план выступает деятельностно-ориентированный подход: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ребенка самостоятельно ставить задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения.
Для этого используются моторизированные модели LEGO и простое программирование. WeDo 2.0 обеспечивает решение для практического, «мыслительного» обучения, которое побуждает ребенка задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни.
Воспитанники задают вопросы и решают задачи. Этот материал не дает воспитанникам всего того, что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и изучают еще не освоенные моменты.
В процессе работы с данным оборудованием воспитанники овладевают разными видами деятельности:
КД – Коммуникативная
ИД – Игровая
ПИД – Познавательно-исследовательская
КМД – Конструктивно-модельная
ПД – Продуктивная
Кроме того, дети овладевают информационно-коммуникационными технологиями.
Цель – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
- Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
- Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, развивать умение анализировать и отображать полученные данные.
- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, материалами и деталями, необходимыми для конструирования робототехнических моделей.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Ожидаемые результаты:
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике;
- ребенок самостоятельно создает модели роботов, создает и запускает программы на компьютере для различных моделей;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения;
- ребенок умеет излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- ребенок умеет работать в команде, эффективно распределять обязанности.
Изучение науки и инженерного искусства с помощью проектов
WeDo 2.0 включает ряд различных проектов.
Есть следующие их типы:
- 1 проект «Первые шаги», состоящий из 8 частей. В нем изучаются основные функции WeDo 2.0;
- 8 проектов с пошаговыми инструкциями. Они содержат пошаговые инструкции по выполнению проекта;
- 8 проектов с открытым решением. Они отличающихся более широкими возможностями.
Каждый из 16 проектов делится на три этапа:
I. Исследование (воспитанники изучают задачу)
II. Создание (воспитанники конструируют и программируют)
III. Обмен результатами (воспитанники документируют проект и устраивают его презентацию).
В WeDo 2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.
Исследование
Воспитанники знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.
Создание
Воспитанники собирают, программируют и модифицируют модель LEGO®. Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов. Этапы создания: построение, программа, изменение.
Обмен результатами
Воспитанники представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования. Этапы обмена результатами: документирование и презентация.
Важно: На каждом из этапов воспитанники будут документировать свои результаты, ответы и ход выполнения работы, используя различные методы. Этот документ можно экспортировать и использовать для оценки, демонстрации воспитанникам или родителям.